20.4

В главе 1 этой книги мы говорили о том, что у людей разное отношение к власти. Некоторые понимают ее как чрезмерное влияние, оказанное на других людей. Хочу возразить. Такого рода влияние можно любить и можно не любить, но нельзя не признать, что оно — факт современного мира, где постоянно кто-то занимается убеждением. Некоторые тратят миллионы долларов, чтобы с большим искусством и энергией довести свои сообщения до людей и заинтересовать их этим, так как либо вы кого-то в чем-то убеждаете, либо кто-то другой убеждает вас. Поведение ваших детей порой зависит от того, кто говорит убедительнее: вы или торговец наркотиками. Если вы хотите сами вести свою жизнь, если вы хотите стать образцом для подражания для тех, о ком заботитесь, вам необходимо овладеть искусством убеждать. Если же вы снимете с себя ответственность, найдется множество других, готовых заполнить вакуум.

Вы уже знаете, что для вас может значить умение общаться с другими. Теперь давайте рассмотрим вопрос, какое значение это искусство может иметь для нас всех. Мы живем в замечательную историческую эпоху, в то время, когда изменения, на которые раньше уходили десятилетия, происходят за несколько дней, когда путешествия, на которые раньше уходили месяцы, совершаются за несколько часов. Многие из этих изменений прекрасны. Мы стали жить дольше, с большим комфортом, пользуемся большими свободами.

Однако некоторые изменения не могут не пугать. Впервые в истории мы способны запросто уничтожить всю планету — или сразу с помощью мощнейших бомб, или постепенно, отравляя отходами химического производства. Это не те проблемы, которые большинство из нас готовы обсуждать; это что-то такое, от чего наш мозг старается отстраниться, отодвинуть в сторону, а не приблизить к себе. Но от этого никуда не денешься. Это — факт нашей жизни. Немного утешает то, что, хотя сам Господь, человеческий интеллект, просто случайность, любая сила или комбинация сил, в которые вы верите, довели планету до такого жалкого состояния, они же создали средства борьбы с этим злом. Полагаю, что все проблемы, стоящие перед миром, очень сложны, но я также уверен в том, что есть более мощный источник мудрости, чем наш коллективный разум. Говорить, что нет на свете такого источника разума, который люди называют Богом, то же самое, что говорить, что Словарь английского языка Вебстера появился в результате взрыва на полиграфическом комбинате, когда все буквы по чистой случайности заняли нужное положение в матрицах.

Однажды я задумался об этих мировых проблемах, и вдруг мне в голову пришла одна мысль: все они имеют нечто общее. Все человеческие проблемы — проблемы поведения! Надеюсь, вы сейчас используете свою модель уточнения и сразу же спросите: «Неужели все?» Хорошо, тогда я изложу это по-другому. Если даже источником каких-то проблем и не является человеческое поведение, то все равно они решаются через него. Например, надо бороться не с явлением под названием преступность, а с человеческим поведением, порождающим его.

Зачастую мы берем какое-нибудь понятие и обращаемся с ним как с объектом, употребляя имя существительное для его обозначения, в то время как по сути это — процесс. Пока мы представляем проблемы человечества в виде неких объективно существующих вещей, мы не можем не превращать их во что-то огромное, находящееся вне сферы нашего контроля. Радиоактивные отходы не являются проблемой, как не проблема и сам атом. Это люди используют атом таким образом, создавая проблемы. Если наш коллективный разум решит, что расщепление атома — не лучший способ решать энергетические проблемы, это изменит наше поведение. Ядерная война — не проблема сама по себе. Человеческое поведение создает угрозу или, наоборот, предотвращает войну. Голод в Африке — тоже не проблема. Поведение, ответственное за то, что люди голодают, является проблемой. Вторжение на территорию соседнего государства и уничтожение посевов не способствует созданию изобилия пищевых продуктов. Если продовольствие, поставляемое по линии гуманитарной помощи со всего мира, гниет в портах только потому, что другие люди не в состоянии между собой договориться, это — проблема поведения. С другой стороны, израильтяне сумели создать изобилие в пустыне.