17.11

Вы можете прибегнуть к этой процедуре, если были кем-то обижены и хотите переменить к этому человеку свое отношение. Вы можете представить его лицо смотрящим на вас с левой ладони, а лицо человека, который вам нравится, — с правой. Затем попеременно вглядывайтесь в лица этих людей, делая это все быстрее и быстрее, не задумываясь уже над тем, кого вы любите, а кого нет. Потом сожмите ладони вместе, замрите на мгновение. Подумайте о человеке, которого вы не любили. Сейчас вы уже должны почувствовать к нему симпатию или, по крайней мере, безразличие. Прелесть этого упражнения заключается в том, что его можно проделать буквально за считанные минуты, изменив при этом свои чувства к любому человеку! Я недавно проделал это трехминутное упражнение на семинаре с целой группой слушателей. Одна женщина в группе видела на правой ладони лицо человека, которого очень любила, а с ее левой ладони на нее смотрело лицо ее собственного отца, с которым она до того не разговаривала почти десять лет. В результате она смогла нейтрализовать все свои негативные чувства к отцу. В тот же вечер она позвонила ему, и они проговорили до четырех утра. С тех пор они полностью восстановили свои отношения.

Надо быть очень осторожным, когда вырабатываешь отрицательное отношение детей к чему-либо. В основе этой процедуры — тоже создание зацепок. Например, мой сын Джошуа однажды отправился в школу, где в тот день группа социальных работников проводила беседу с детьми на волнующую многих тему. Детям была прочитана лекция о том, как опасно на улице принимать подарки и знакомиться с незнакомыми людьми (безусловно, очень важная и нужная лекция). Я не против того, чтобы моему сыну делались такие внушения. Но я категорически против формы, в которую это было облечено. Лекторы показали детям целый комплект слайдов вроде тех, что показывают взрослым в автошколах, когда обучают их правилам дорожного движения. Они показали фотографии изувеченных трупов излишне доверчивых детей. «Дети, — было им сказано, — если вы будете садиться в машины к незнакомцам, вас ждет это же». Очевидно, это были убежденные сторонники обучения на отрицательных примерах.

Результаты этой беседы оказались очень деструктивными, по крайней мере, для моего сына, хотя, как я предполагаю, и для других детей тоже. Фактически они внедрили в его подсознание фобию. Мой сын живо представил себе эту ужасную картину убийства, которая связалась в его сознании с дорогой из школы домой. В тот день он наотрез отказался возвращаться домой пешком, пришлось забирать его из школы на машине. В последующие два или три дня он вскакивал по ночам от кошмаров и отказывался ходить в школу даже в компании сестры. К счастью, я знал принципы того, как вызвано было в нем это поведение. В то время меня не было в городе, но, когда я вникнул в ситуацию, рассказанную мне по телефону, я провел с сыном ряд занятий и избавил его от этой фобии тут же, прямо во время телефонного разговора. На следующий день он пошел в школу самостоятельно, уверенный в себе, полный сил и энергии. Он перестал бояться похищения — он знал, чего нужно избегать и как обеспечить свою безопасность. Но он также знал, что жизнь полна радости и нет смысла жить в страхе.

Люди, проводившие ту беседу, имели только благие намерения. Однако искренность заблуждения не есть оправдание вреда, который может быть причинен по причине недостаточного понимания последствий, вызванных зацепками. Поэтому всегда обращайте внимание на последствия своих поступков, особенно если речь идет о детях!