16.7

Предположим, вы продавец. Вы прилагаете колоссальные усилия, чтобы изучить свой товар до мельчайших подробностей. Но, оказавшись за прилавком, обрушиваете на своих покупателей лавину информации, перегружая их сознание и затормаживая их мотивацию на покупку. В этом случае надо спросить себя: а где еще могут пригодиться мои энциклопедические знания? А что, если вам сесть и написать вариант рекламного буклета? Или техническую справку об этом товаре? Владея обширной информацией и имея к ней доступ, вы можете быть полезным в проведении испытаний новых изделий или хотя бы в том, чтобы помочь собственным детям в выполнении домашнего задания. Как видите, проблема не в самом поведении, а в контексте, в котором оно используется. Вы можете привести подобные примеры из своей собственной жизни? Всякое человеческое поведение в определенном контексте может оказаться полезным. Замедленная реакция — не очень хорошее качество, верно? Но разве не прекрасно промедлить с проявлением злости или ненависти, отложив их до лучших времен, а потом совсем забыть о них?

Переконтекстуализация может помочь вам отделаться от образов и опыта, которые докучают вам. Вспомните о ком-то или о чем-то, что давит на ваше сознание, вызывая беспокойство. Например, вы приходите домой после напряженного рабочего дня расстроенным, потому что все время думаете о совершенно нелепом проекте, которым ваш начальник озадачил вас в самую последнюю минуту. Вместо того чтобы оставить мысли о нем на работе, вы принесли их с собой домой. Вы смотрите телевизор с детьми, а из головы все не выходит ваш вздорный начальник и его дурацкий проект.

Вместо того чтобы «сушить» свои мозги в течение всех выходных, вы можете легко переконтекстуализировать этот свой негативный опыт таким образом, чтобы ваше настроение улучшилось. Начните с попытки диссоциироваться от этой ситуации. Представьте себе своего начальника, а теперь вообразите, что вы берете его в руку и зажимаете в кулаке. Мысленно наденьте не него смешную маску: большой нос, очки и пышные усы. Представьте себе, что он заговорил смешным «муль-тяшным» голосом. Или, наоборот, пусть он говорит с вами задушевным голосом, пусть потреплет по плечу и обратится к вам с просьбой помочь ему в этом проекте, при этом скажет, что вы ему очень нужны. После того как вы сочинили эту историю, возможно, вы поймете, что и на начальника оказывают давление, просто он не успел вам сказать, как вы ему нужны. Возможно, вы вспомните, что и сами тоже как-то поступили подобным образом со своим подчиненным. Спросите себя честно, стоит ли ситуация того, чтобы испортить себе выходные, и есть ли причина для беспокойства, когда вы дома.

Я не хочу сказать, что это несерьезная проблема. Возможно, вам вообще нужна новая работа или надо наладить взаимоотношения там, где вы сейчас работаете. Но, если дело обстоит именно так, вам нужно взяться за решение проблемы, вместо того чтобы раздражаться по мелочам и срывать свою обиду на домашних. Поупражняйтесь в переконтекстуализации. В следующий раз, когда вы увидите своего начальника, вы увидите и ту смешную маску на его лице. Возможно, вы почувствуете себя совершенно по-другому, когда он будет разговаривать с вами. Таким образом вы создадите новую обратную связь и совершенно новую основу для вашего взаимодействия, освобожденную от прошлого негативного опыта контактов.

Мне доводилось пользоваться подобной переконтекстуализацией небольшими порциями в отношении людей, которым собственные проблемы казались чрезвычайно большими. В сложных ситуациях вам тоже может понадобиться целая серия малых переконтекстуализаций, чтобы постепенно, но основательно входить в желаемое состояние, благоприятное для решения основной задачи.